вторник, 5 июня 2012 г.

Хорошие мужики, но не орлы


Хорошие мужики, но не орлы

    Людмила Глазкова
     
    В кабинете собрались тактики. Время стратегов впереди
    Во второй декаде мая в России произошло важное политическое событие - сформирован новый состав правительства. Чего нам ждать от него? С  просьбой прокомментировать новые назначения мы обратились к известному эксперту, экс-министру РФ по национальной политике, заместителю директора Института этнологии и антропологии РАН Владимиру ЗОРИНУ.
    Конец постсоветского периода
    - Владимир Юрьевич, многие СМИ рассматривают новый кабинет под углом  подсчета в нем «медведевских» и «путинских» кадров. Отсюда и метафора – «спорная солянка».
    - Не согласен с таким определением. Промежуток от 4 декабря до 21 мая я бы назвал окончанием переходного постсоветского периода в российской истории. Свидетельством тому несколько факторов. Во-первых, сама структура правительства, где кроме МИДА, Минобороны и Минфина, ну теперь еще и свежеиспеченного Минздрава, сложно найти министерство или ведомство, хотя бы примерно соответствующее советской модели управления экономикой. Во-вторых, в нем практически нет фигур переходного периода. Исключение – Виктор Ишаев, который был зампредом крайисполкома в советское время. В-третьих, - трехзвенная структура – министерства, агентства,  службы. Да и сам премьер – человек уже новой формации.
    Далее. Я бы не искал сильного различия между людьми Путина и Медведева. Дмитрий Анатольевич пришел на свой предыдущий пост без команды и пытался ее сформировать, в том числе через механизм «золотой сотни». Полномочия и функции правительства определены Конституцией РФ и в тоже время в нашей стране многое зависит от личности. Команде Медведева дан шанс проявить себя. Если она реализует свои возможности и у нее все получится, мы будем рады. Если нет - никто особенно горевать не станет.
    - Неожиданно. Что значит «не станет»?
    - Ну придут новые люди, которые будут решать поставленные задачи. Сейчас много всяких инсинуаций по поводу «темных лошадок», малоизвестных личностей в роли министров…
    - В самом деле, кабинет обновлен на три четверти.
    - На уровне министров мы имеем профессиональный технический кабинет. В нем те, кто не зафиксирован в общественно-политическом дискурсе, но зато хорошо известен профессионалам. Антон Силуанов, Максим Топилин, Вероника Скворцова, Денис Мантуров, Сергей Донской, пришедшие на посты министров с позиции замов.
    А в эшелоне вице-премьеров другая картина. Там хорошо известные политики. Владислав Сурков, Аркадий Дворкович, Игорь Шувалов. Все они политически заметные фигуры. Не говорю уже о премьере, на днях вступившем в «Единую Россию». Так что правительство характеризуется не солянкой из разных команд, а сочетанием министров-профессионалов и вице-премьеров, также профессионалов, но с ярким политическим лицом.
    Усиление регионального аспекта политики
    - Чем примечательна структура нового правительства?
    - Прежде всего усилением внимания к региональному аспекту. На него заточены в своем функционале фактически три ведомства - Минрегионразвития, Министерство по развитию Дальнего Востока и сфера ответственности Александра Хлопонина. Такого не было раньше. Получается, что внимание к региональной политике – один из приоритетов нового кабинета. И это хорошо. Потому что экспертов беспокоило то, что ни на парламентских, ни на президентских выборах активно не звучала тема федеративных отношений. А без их совершенствования такая многонациональная страна, как Россия, где одновременно существуют  несколько цивилизационных пластов, не имеет будущего.
    Поэтому акцент регионального момента в правительстве Д.Медведева отражает осознание руководством страны важности данной проблематики. Создание отдельных ведомств, отвечающих за крупные административно-экономические районы, говорит о том, что власть ищет ответы на два серьезных вызова единству государства – этнического  сепаратизма (Северный Кавказ) и экономической автаркии (Дальний Восток). На федеральном уровне ощущают эту опасность, и правительство будет вынуждено заниматься как межбюджетными, так и федеративными отношениями.
    - Некоторые политики предлагают простой путь решения проблемы – отказ от принципа национально-территориального деления РФ.
    - Это не выход. То, что только Россия на постсоветском пространстве пошла по пути федерализации, оказалось ее преимуществом, а не недостатком, как ошибочно полагают некоторые. Очень серьезные проблемы из-за отсутствия федеративного устройства имели и имеют Грузия, Киргизия, Украина.
    - Крым?
    - Не только. А русские регионы? Федерализация решила бы все вопросы с русским языком, например. А Львов? Это же не Украина. Понимаете, что в России доля русского народа составляет 80 процентов! Ни в одном новом государстве, кроме Туркмении, этого нет. Тем не менее РФ осталась на позиции федеративного государства, несмотря на все трудности 90-х годов и серьезнейшие риски, что мы пережили.
    - Чем будет заниматься Ишаев? В последнее время немало говорится о развитии Дальнего Востока, но есть впечатление, что пока все ограничивается рамками подготовки к саммиту АТЭС.
    Ответ на угрозы автаркии и этнического сепаратизма
    - Ну почему? Дальневосточные проблемы – в первую очередь проблемы снижения элемента автаркии, удаленности от экономических центров, возвращения в общеэкономическое пространство РФ. Образование специального  ведомства наполнено большим геополитическим смыслом. Россия не просто евразийская страна, ее предназначение - быть модератором между Европой и Азией, Западом и Востоком. Нацеленность министерства В.Ишаева на развитие сотрудничества с АТЭР и в то же время на повышение экономической эффективности внутрихозяйственных связей – важная и благородная задача. Кроме того, никто не дезавуировал провидческое предсказание Ломоносова о прирастании России Сибирью и Дальним Востоком, где сосредоточены громадные ресурсы для развития страны и улучшения благосостояния населения.
    В постсоветский период мы потеряли традицию экономического прогнозирования и пространственного развития. Сегодня наметилась тенденция возвращения к этой идее. Ну а насколько эффективными окажутся принятые решения, покажет недалекое будущее. При положительном результате они могут быть применены и в отношении других регионов. Это пока еще управленческий ответ на автаркические и сепаратистские угрозы необходимо наполнить социально-экономическим и инфраструктурным содержанием. Вот вам и поле деятельности В.Ишаева.
    - На Северном Кавказе достаточно беспокойная ситуация. Означает ли переназначение Хлопонина высокую оценку его работы?
    - Его надо рассматривать как четкий сигнал власти о намерении противодействовать имеющимся вызовам не только силовой, административной составляющей политики, а и  по линии социально-экономического регулирования, воспитания молодежи, подключения институтов гражданского общества. Это ассиметричный ответ на вызовы международного терроризма и этнического сепаратизма. Положение на Северном Кавказе остается тревожным, но в целом управляемым. От работы правительства будет зависеть усиление положительных тенденций, которые в регионе безусловно присутствуют.
    - Владимир Юрьевич, а Москву не должно волновать возрастание в жизни республик Северного Кавказа исламского фактора?
    - А усиление роли православия в жизни российского общества вас не беспокоит?
    - Думаете, оно усиливается?
     - Да. Если говорить о традиционном исламе, то он в России лоялен к государству и имеет многовековой опыт сотрудничества с ним. Нам нужно волноваться о росте радикальных настроений, о проникновении нетрадиционных религиозных течений и конфессий. И потом, после отказа от коммунистической идеологии требуется же чем-то наполнить жизнь людей.  
    - Мы немного отклонились.
    - Нет, это в одном ключе с нашей темой. Межконфессиональные и межнациональные отношения тесно связаны с региональной политикой.
    Инерционный сценарий развития
    - Всех интересует: какой курс возьмет новое правительство?
    - В ближайшее время, скорее всего, правительство будет действовать по инерционному сценарию, с сохранением преемственности курса. Принципиально новых моделей на подходе не видно. Экономическая ситуация в мире непростая и, по оценкам экспертов, нас ожидают новые потрясения. В них и пройдет проверку новый кабинет. В нем много  симпатичных молодых людей. Возьмите министра связи Николая Никифорова, 29  лет, но уже имеющего опыт работы в такой сложной республике, как Татарстан. Я вспоминаю г-на Немцова, который, получив должность вице-премьера, не очень представлял, где и как растет хлеб.
    - Вы уверены, что Дворкович, которому предстоит курировать сельское хозяйство, как и весь реальный сектор, далеко ушел от него?
    - Вы забываете, что в бытность вице-премьером Д.Медведев вел национальные программы, в том числе и по аграрному сектору? Нельзя сказать, что его команда не владеет вопросом.
    - Но не Дворкович ведь занимался нацпроектом.
    - Министр сельского хозяйства Н.Федоров достаточно подготовлен, он семнадцать  лет руководил Чувашией, сельскохозяйственной республикой. По-моему, сочетание вице-премьеров–политиков и министров-профессионалов на сегодня – оптимально. Оно дает команде серьезные шансы на успех, хотя и родилось в результате больших дискуссий.
    - Уточним. В правительстве Путина была та же самая конструкция?
    - Не совсем. У него министры были более публичными и яркими политическими фигурами. Нынешняя команда делится на 2 этажа. Вот Говорун Олег Маркович. Блестящий специалист, но не публичный политик. Как и Владислав Юрьевич Сурков, который не любит появляться на экране телевизора. Что будет в процессе развития – увидим.
    - Все ожидали, что уйдет Сердюков. Разве реформа ВС не завершена?
    - Очевидно, не все задачи еще решены. Что касается отношения к нему… А кто любит  реформаторов? Только История, и то уже во втором  прочтении. Любая реформа - болезненный процесс, которые несет сложности народу. Не зря же в Китае говорят: не дай вам бог жить в эпоху перемен.
    - Наверное, научное сообщество, надеявшееся на выделение из Минобрнауки отдельного ведомства по науке, разочаровано?
    - Были такие предложения. Как и по Минрегионразвитию – чтобы выделить из него строительство и ЖКХ. Да и другие предложения не учтены. Но я уверен, что это не последнее реформирование структуры правительства.
    Юристы, экономисты, финансисты, журналисты? Не страшно
    - Давайте пройдемся по профессиональному составу министров. Юристы, экономисты, финансисты, журналист… Людей с техническим образованием почти нет. Даже министр связи – экономист. Теперь у нас всегда так будет?
     - А что мы понимаем под профессионализмом? Базовое образование или жизненный путь и практический опыт? Я был министром по делам национальностей. У меня базовое образование – институт народного хозяйства, специалист по вопросам макроэкономики. Но 30 лет жизни пришлось заниматься этноконфессиональными отношениями. Я профессионал или нет?
    - Профессионал.
    - Тогда с этой точки зрения и будем подходить к составу кабинета. Дмитрий Рогозин представлял Россию в НАТО. Не сомневаюсь, что он разбирается в вопросах вооружений, техники, ее характеристик и т.п. лучше любого выпускника вуза из системы оборонки.
    - Согласна. Но наше отсталое общественное мнение ставило в упрек Голиковой отсутствие у нее профильного образования. Меня в целом интересует, стоит ли оценивать людей на высоких постах по критерию наличия или отсутствия у них профильного образования?
    - Не только Т.Голикова, и М.Зурабов в том же ряду. Есть отрасли, где это играет существенную роль. И все же не базовое образование – главное, главное – конкретный жизненный опыт человека и его способность освоить новое дело на порученном участке. К Т.Голиковой претензии не за отсутствие у нее медицинского образования, а потому что качественного улучшения медицинского обслуживания для простых граждан не произошло.
    Надо ли подхватывать вашингтонские почины?
    - Как вы расцениваете появление новой структуры – Министерства по связям с открытым правительством?
    - Открытое правительство - это институт или площадка диалога с гражданским обществом, именно с продвинутым гражданским обществом, которое сидит в Интернете, имеет позицию по всем вопросам и хотело бы донести ее до органов власти. М.Абызов и займется модерацией с институтами гражданского общества и органами власти. Тем более, что у него к этому есть вкус. Это очень актуально.
    - Похвально, что наше правительство желает стать более прозрачным и открытым для граждан, но почему для этого надо присоединяться к инициативе, исходящей из Вашингтона (а идею продвигает Хилари Клинтон и фонд Сороса)? Мы напрочь отказались от социального новаторства и приняли роль ведомых. Что-то в этом есть сомнительное. Или нет?
    -  Дело в том, как  заимствовать новые наработки: слепо или креативно? В США немало интересных демократических институтов и я не вижу ничего плохого в том, что мы берем хорошие наработки. Мировая «паутина» построена на основе пентагоновской системы компьютерной связи между сотрудниками, но мы же пользуемся ею. Простой пример. Многие негативно  относятся к американскому кино, где зашкаливает насилие, секс, стрельба и т.д. Но в фильмах всегда два полицейских - белый и цветной (пропаганда межнационального равенства!), всегда много детей (пропаганда правильного демографического поведения!). Так почему нам не брать у них лучшее и хорошее?  
    - У нас тоже было много хорошего в межнациональных отношениях.
    - Было, было. И в том числе советский опыт надо брать. Но он из разных составляющих… У нас не было опыта работы с мигрантами, а в странах Западе он есть.  
    - СМИ сообщили, что в США впервые число рожденных детей с небелой кожей превысило число младенцев с белой кожей. И американцы по этому поводу особой радости не испытывают. Как и у европейцев не вызывает восторга политика мультикультурализма.
    - И все же несмотря на критику этой политики со стороны Меркель, в составе ее правительства есть министры турецкого и итальянского происхождения. Конечно, Америка и Европа меняются, и у них есть проблемы. Но они имеют и механизмы их решения. Россия обречена на иммиграцию. Развивающейся экономике нужна рабочая сила. Сегодня мы компенсируем 50 процентов убыли населения за счет внешних мигрантов. Без них мы не обойдемся и нужно просто навести порядок, чтобы приезжающие учитывали, уважали и соблюдали наши законы.
    Радикальных реформ не будет
    - Недавно Берлускони на посту премьера-министра Италии заменил Монти, который поставил задачу жесткой экономии. Если в двух словах сформулировать, какова программа правительства Медведева?
    - В двух – сложно. Это не команда радикальных реформ, а команда профессиональных и прагматичных управленцев, перед которыми поставлены тактические задачи. Их премьер обозначил в количестве 7 позиций. Но есть и политические смыслы: открыть социальные лифты среднему классу, расширить его базу, обеспечить модернизацию без революционных потрясений и подготовиться к возможному ухудшению мирового экономического положения.
    - Ну о модернизации как-то особо и не слышно. А без нее получается, если по-русски сказать: не до жиру, быть бы живу? Прорывов в развитии ожидать не стоит?
    - Прорыв требует мобилизации населения, жертв. Сегодня нет политической силы, готовой предложить такую сверхзадачу. Да и нет внешней угрозы, ради которой общество согласится затянуть пояса и понизить свой уровень жизни. Посмотрите, какую неоднозначную реакцию вызывают дискуссии об увеличении пенсионного возраста или продолжительности рабочей недели.
    - У нас появились понятия «большое правительство», «открытое правительство», но и «теневое правительство», под которым подразумевают ключевых министров прежнего кабинета, ушедших помощниками в Администрацию президента.
    - Есть Конституция РФ, есть практика. Напомню, Россия – президентская республика с ответственным правительством. Эта модель и будет реализовываться. Конечно, влияние Администрации президента на правительство возрастет по сравнению с тем, что было – но не до формата прямого вмешательства в повседневные хозяйственные дела. Каждый будет выполнять свои задачи.
    Полпред Холманских – сигнал обществу не отсиживаться на диванах
    - Должность полпреда, которую занял экс-начальник сборочного цеха «Уралвагонзавода» Игорь Холманских, приравнена к позиции министра. Какой сигнал обществу послан его назначением?
    - Это ясный политический жест, призыв не отсиживаться на диванах перед экраном телевизора в острые моменты жизни страны. Его можно сформулировать так: люди, не просто лояльные государству и власти, а с активной гражданской позицией, будут востребованы. Заявление Холманских от имени рабочих завода сыграло решающую роль в настроениях рядовых избирателей, потому что страна находилась в растерянности от происходящих протестов в Москве. Одновременно это и знак того, что институт полпредства будет реформироваться в соответствии с новыми задачами. В условиях выборности губернаторов и активизации политической жизни полпреды, видимо, будут  заниматься не только экономическими вопросами, но и политическим регулированием ситуации во вверенных им регионах. Обратите внимание, замам министра регионального развития уже вменили курирование конкретных федеральных округов.
    - Последний вопрос. Если правительство обеспечит преемственность прежнего либерального курса, как быть с прозвучавшим слоганом Путина о «реиндустриализации», с признанием Д.Медведева на Ярославском форуме о необходимости изменений в избранной модели развития?
    - Я бы не назвал правительство чистолиберальным. Это либерально-патриотическое правительство. В его составе люди, которые хотят сделать Россию  сильной, единой, уважаемой в мире. Разве кто-то будет возражать против такой постановки вопроса? Главное, что это государственники-патриоты.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий